+7 (49234)5-84-73
Муромский район, Владимирская область, с. Борисоглеб, ул. Прудовая, д. 49
Часы работы: 8.00 - 17.00

 

положение о безотмет обучении


Утверждаю:
Директор школы:
________________________
Л.Н.Стряпкина


Положение о безотметочном обучении в 1-2 классах


1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность МБОУ Борис-Глебская СОШ» в начальном образовании по организации безотметочного обучения в 1-2-х классах.
1.2. Целью безотметочного обучения является создание благоприятных условий для адаптации ребенка в школе, обеспечивающих его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание, совершенствование способов оценивания учебных достижений в начальной школе.
1.3. Задачи безотметочного обучения:
• обеспечение личностно ориентированного взаимодействия учителя и школьников;
• ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений школьника с его собственными вчерашними достижениями);
• учет индивидуальных способностей обучающихся;
• развитие самостоятельности и активности школьников;
• формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся.
1.4. Настоящее Положение разработано в соответствии с ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Доктриной образования в Российской Федерации, информационным письмом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2006 № 13-51-120/13 «0 системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в 0У РФ, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания образования. 0 необходимости введения новой системы оценивания».
1.5. Принципы безотметочного обучения:
• утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому школьнику, исключение принуждения;
• объективная и личностная диагностика, направленная на успешность достижений обучающихся: последовательное и постепенное отслеживание динамики роста обучающегося относительно его личностного развития;
• критериальность. Содержательный контроль и оценивание строятся на основе критериев, выработанных совместно с обучающимися;
• приоритет самооценки. Самооценка обучающегося должна предшествовать оценке учителя;
• гибкость и вариативность. Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативность инструментария оценки;
• естественность процесса контроля и оценки. Контроль и оценка должны проводиться в естественных для обучающихся условиях, снижающих возможность стрессов и перенапряжения. В характеристику учебно-познавательной деятельности обучающихся включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.
1.6. При введении безотметочного обучения образовательное учреждение:
• создает необходимые педагогические условия обеспечения эффективности безотметочной системы оценивания, компонентами которой являются не только знания, умения, навыки обучающихся, но и творчество, и инициатива во всех сферах школьной жизни;
• осуществляет принципиально иной подход к оцениванию общеучебных достижений учащихся, который позволяет устранить негативные моменты в обучении, способствует гуманизации обучения, повышает учебную мотивацию;
• формирует механизм безотметочного оценивания, исключая из его содержания личные качества ребенка (темп работы, особенности памяти, восприятия, внимания, развития и др.);
• обеспечивает функционирование единых требований к оцениванию;
• осуществляет переход от безотметочного в 1- 2 -х классах к нормативному оцениванию в 3- 4-х классах;
• обеспечивает механизмы постоянного согласования и координации оценочной политики учителей, родителей и обучающихся на всех этапах обучения;
• определяет формы административного контроля работы педагога.
2. Организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения
2.1. Организация оценивания в 1-х классах.
2.1.1. В 1-м классе на основании письма Министерства образования РФ от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» учащиеся аттестуются без выставления текущих, промежуточных и годовых отметок.
2.1.2. Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку («звездочки», «флажки», «солнышки» и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «Ты так думаешь», «Это твое мнение» и т.д.
2.1.3. Оцениванию не подлежат личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
2.1.4. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения учащихся (сравнение сегодняшних достижений школьника с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удачный шаг ученика, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Следует учить первоклассников осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой, обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение ребенка.
2.1.5. В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 10-15 апреля. В день можно проводить не более одной контрольной работы.
2.1.6. При обучении чтению категорически запрещается проверка скорости чтения в течение всего первого года обучения и определение средней скорости по классу. Динамику формирования навыка чтения можно проанализировать, сравнивая скорость чтения одного и того же ребенка в течение учебного года, не сравнивая со скоростью других детей.
2.1.7. В 1-м классе домашние задания не задаются. Безотметочное обучение устанавливается на весь учебный год по всем предметам.
2.1.8. Главными критериями оценивания являются правильность и самостоятельность.
2.2. Организация оценивания во 2 классе.
2.2.1. Во 2 классе безотметочное обучение также осуществляется по всем предметам.
2.2.2.В целях фиксации и систематизации результатов развития учащихся ведется «Папка достижений учащихся» или «Портфолио».
2.2.3. Качество усвоения знаний и умений во 2 классе оценивается следующими видами оценочных суждений два раза в год:
• высокий уровень (В) — хорошо знает и может применить на практике в данной и других предметных областях; выполнение требований значительно выше достаточного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более 1 недочета (2 недочета приравниваются к 1 ошибке); логичность и полнота изложения;
• достаточный уровень (Д) — знает и может применять на практике в данной и других предметных областях; выполнение требований выше среднего: использование дополнительного материала, полнота, логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
• средний уровень (С) — знает, но иногда сомневается; достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
• низкий уровень (Н) — не знает; выполнение требований ниже среднего: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Данные оценостные суждения корректируются по мере усвоения учащимися темы.
Положительная динамика качественных и количественных характеристик является основанием для перевода учащихся в следующий класс.
2.2.4. При оценивании следует соблюдать следующие принципы:
• градации учебного материала, означающий, что на основе любого учебного материала должны быть предусмотрены различные виды заданий, с которыми могут справиться учащиеся любого уровня подготовки;
• свободы выбора учеником трудности учебного задания, который позволяет обучающемуся осознать свою ответственность за результат учебной деятельности и формировать адекватную самооценку;
• постепенного накопления достижений, который означает, что темп накопления достижений у каждого ученика может быть индивидуальным. При этом нельзя ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию;
• свободы при улучшении учеником своих учебных достижений, который означает, что учащиеся имеют возможность улучшить свои ранние достижения.
2.2.5. Оценивание образовательных достижений учащихся предполагает, что:
• оценивается не только результат, но и процессуальная сторона деятельности ученика;
• содержание педагогической оценки должно «добавлять, а не вычитать», то есть должны оцениваться индивидуальные достижения учащихся, а не то,что он не сделал, не выучил, не запомнил;
• текущее оценивание при организации оперативной обратной связи в учебном процессе должно быть дихотомическим (шкала «верно» — «неверно»);
• при выполнении самостоятельных, проверочных и контрольных работ ученик должен иметь право на ошибку и право ее исправить;
• учебный материал имеет свои особенности, поэтому форма оценивания по разным предметам будет разной.
2.3. Оценочная деятельность педагога должна иметь следующую структуру:
• наблюдение;
• формирование оценочного представления об ученике;
• измерение.
2.3.1. При наблюдении учитель должен фиксировать:
• скорость восприятия и переработки учебной информации учеником (быстрота);
• усвоение ЗУНов (легкость);
• запоминание информации (устойчивость);
• тщательность выполнения работы (добросовестность, аккуратность);
• учебную мотивацию школьника (желание, добровольность, активность);
• регуляцию действия (самостоятельность, автономность, постоянство);
• включение учащихся в оценку собственных учебных возможностей;
• включение учащихся в оценку результатов практической деятельности, в самопроверку.
3. Содержание контроля и оценки в образовательном процессе
3.1 Оцениванию подлежат:
3.1.1. уровень усвоения школьниками знаний, умений и навыков, обозначенных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (листы прохождения учебного материала по темам, разделам). Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется только по итогам учебного года на основании итоговой работы по предмету, итогового мониторинга. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе диагностических материалов, «папки» ученика, его рефлексивной самооценки, публичной демонстрации результатов обучения за год;
3.1.2. творческий опыт школьника, то есть применение полученных знаний в учебной и практической деятельности (портфолио);
3.1.3. общеучебные умения
• умение организовывать свои дела:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
Ѓ\ учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе с учителем;
Ѓ\ составлять план решения проблемы (задачи) вместе с учителем;
Ѓ\ работая по плану, сверять свои действия с целью и, если нужно, исправлять ошибки с помощью учителя;
Ѓ\ в диалоге с учителем оценивать выполнение своей работы и работы всех;
• умение пользоваться информацией:
Ѓ\ самостоятельно предполагать, какие знания нужны для решения учебной задачи;
Ѓ\ отбирать источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, находить информацию в текстах,таблицах, схемах, иллюстрациях и др.;
Ѓ\ сравнивать и группировать факты и явления;
Ѓ\ определять причины явлений, событий;
Ѓ\ делать выводы на основе обобщения знаний;
Ѓ\ представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
• умение оценивать то, что происходит вокруг:
Ѓ\ отделять поступки от самого человека;
Ѓ\ в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (потому что люди из различных групп общества оценивают их по-разному);
• умение общаться:
Ѓ\ оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
Ѓ\ высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
Ѓ\ слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
— читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
• вести диалогс автором (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя);
• отделять новое от от известного;
• выделягь главное;
• составлять план;
3.1.4.умение выполнятъ различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
3.1.5. умение уважительно относиться к позиции другого, договарваться.
4. Требования к контролю и оценке
4.1. Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка— рефлексивной и прогностической.
4.2. Требования к контролю:
•системность и регулярность контроля как отдельного обучающегося, так и класса в целом;
• использование контроля в интересах всех обучающихся и в целях их обучения, воспитания и развития;
• всесторонность, отражающаяся как в контроле за усвоением образовательных стандартов, так и в сформированности универсальных умений;
• объективность, выражающаяся в создании равных для всех обучающихся условий при любых формах контроля;
• оптимальность контроля, который должен быть организован таким образом, чтобы за минимальное время получить необходимые данные о его результатах.
5. Механизм оценивания
Существенной особенностью контроля является формирование умения контролировать свою учебную деятельность (планирование, выполнение, получение результата, корректирование деятельности в зависимости от полученного результата) самими обучающимися, в частности:
5.1. развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, просчеты, неточности, намечать способы их устранения;
5.2. обучение способам самоконтроля и самооценки, увеличение объема самостоятельной работы;
5.3. обеспечение максимальной продуктивной учебной деятельности школьников: умение различать способы и результаты собственной учебной деятельности, развитие и совершенствование коммуникативных умений, повышение интереса к учению, понимание смысла учения;
5.4. использование педагогом разнообразных методических приемов диагностики мотивации, интереса к учению при выстраивании технологии контроля и оценивания результатов учебной деятельности.
6. Ведение документации
6.1. По каждому предмету составляется рабочая программа, которая является основой планирования педагогической деятельности учителя.
6.2. В целях обеспечения безотметочного обучения учителями осуществляются: качественная и количественная (один раз в год) характеристика знаний, умений и навыков учащихся, ведутся портфолио, листы прохождения учебного материала, «Тетрадь открытий», листы развития общеучебных навыков.
6.3. В образовательном учреждении два раза в год проводится анализ педагогической деятельности на основе анализа учебной работы обучающихся, включающий следующие данные:
• динамику развития школьников за учебный период;
• уровень усвоения учащимися знаний и умений по основным темам;
• уровень сформированности учебной деятельности у школьников;
• сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей;
• выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению.
6.4. Для предъявления работ, заданий на оценку используются рабочая тетрадь, альбом. Учитель осуществляет проверку работ в данной тетради только по предъявлении школьником.
7. Права и обязанности обучающихся
7.1. Обучающиеся имеют право:
• на самооценку своих достижений;
• на самостоятельный выбор сложности и количества проверочных знаний;
• на оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни;
• представить результаты своей деятельности в форме портфолио и публично их защитить;
• на ошибку и время на ее ликвидацию.
7.2. Обучающиеся обязаны:
• проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;
• овладеть способами оценивания, принятыми в школе.
8. Права и обязанности учителя
8.1. Учитель имеет право на оценочное суждение по поводу работы школьника.
8.2. Учитель обязан:
• соблюдать правила оценочной безопасности;
• оценивать работы школьников после их самооценки;
• оценивать учащихся только относительно их собственных возможностей и достижений;
• оценивать деятельность учащихся только после совместно выработанных критериев оценки данной работы;
• работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся;
• оценивать не только навыковую сторону обучения, но также творчество и инициативу во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания;
• фиксировать в классном журнале продвижение школьников в развитии;
• доводить до сведения родителей (законных пред¬ставителей) информацию о достижениях и успехах обучающихся.
9. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся
9.1. Родитель (законный представитель) имеет право:
• иметь информацию о принципах и способах оценивания в школе;
• на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
• на индивидуальные консультации с учителем и другими работниками школы по поводу проблем и трудностей, возникающих у ребенка.
9.2. Родитель (законный представитель) обязан:
• соблюдать правила оценочной безопасности;
• информировать учителя о трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях и которые могут оказывать негативное влияние на обучение;
• посещать родительские собрания, на которых проводится просветительская работа по оказанию помощи в образовании детей.