+7 (49234)5-84-73
Муромский район, Владимирская область, с. Борисоглеб, ул. Прудовая, д. 49
Часы работы: 8.00 - 17.00

 

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе


МБОУ «Борис-Глебская СОШ»

 

                                      

 

  Утверждаю:

                                                 Директор МБОУ

                                                          «Борис-Глебская СОШ»

                                                                           Л.Н.Стряпкина

                                                                   ______________

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о рабочей программе

1.      Общие положения

1.1.            В соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

1.2.            Основными документами, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является:
- государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компонент).
- базисный учебный план школ РФ, который содержит:
1) распределение содержания  образования  по  образовательным  областям,  учебным дисциплинам, годам и неделям.
2) по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана разрабатываются типовые (примерные) учебные программы.
3) на основе этих документов образовательное учреждение составляет свою образовательную программу, учебный план.
4) каждый же учитель, опираясь на все вышеперечисленные источники, на основе типовой учебной программы составляет свою рабочую программу, т.е. рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом.

1.3.            Рабочая программа - нормативно-управленческий  документ  образовательного  учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. 

1.4.            Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ГОСа.
Таким образом, рабочая программа по предмету - это документ, который составляется с учетом особенностей образовательного учреждения, особенностей учащихся конкретного класса. 

1.5.            Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

1.6.            При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:
целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;

-          состояние здоровья учащихся;

-          уровень их способностей;

-          характер   учебной   мотивации;

-          качество   учебных   достижений;

-          образовательные потребности;

-          возможности педагога;

-          состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

1.7.            Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.

1.8.            Рабочая программа – документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы.

1.9.            Статья 28 Закона РФ «Об образовании» относит разработку примерных программ к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти.

1.10.        Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 утвержден федеральный компонент государственного образовательного стандарта. На основе федерального компонента государственного образовательного стандарта созданы примерные программы, которые рассчитаны на количество часов, отводимое на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. Данные программы являются инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях. Примерная программа является основой для создания рабочих программ и ориентиром при разработке авторских.

1.11.        Педагоги школы должны включать в свою рабочую программу основные направления образовательной программы школы.

1.12.        Авторская программа (программа, разработанная одним или группой авторов) – документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта, определяющий содержание образования определенного предмета. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.

1.13.        Рабочая программа – документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.

1.14.        Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения.

1.15.        Рабочие программы рассматриваются и обсуждаются на школьном методическом объединении учителей – предметников и  представляются на утверждение руководителю образовательного учреждения.

1.16.        Рабочие программы представляются на утверждение директору школы в начале учебного года. Директор школы вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в образовательном учреждении или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям государственного стандарта.

1.17.        Рабочие программы утверждаются приказом директора школы. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

2.      Структура рабочей программы

2.1. Структура рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) учителя на ступени начального общего образования является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и может включать в себя следующие элементы:

1)титульный лист;

2)пояснительная записка:

  • общая характеристика предмета учебного плана ОУ;
  • ценностные ориентиры содержания предмета учебного плана ОУ;
  • место данного предмета в учебном плане ОУ;
  • ·результаты изучения предмета учебного плана ОУ (личностные, мета­предметные, предметные);

3)  основное содержание предмета учебного плана ОУ;

4)требования к уровню подготовки обучающихся по данной учебной про­грамме (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учеб­ного предмета, курса);

5) оценка достижения планируемых результатов освоения программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

7) перечень учебно-методического и материально-технического обеспече­ния образовательного процесса;

8) список литературы с указанием перечня учебно-методического обеспе­чения и электронных образовательных ресурсов.

2.2. К рабочим программам учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю на ступени начального общего образования для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.

3.      Содержание программы

3.1. Титульный лист должен содержать:

1.Полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с уставом (вверху).

2.Гриф рассмотрения программы школьным методическим объединением (в левом верхнем углу с указанием № протокола, даты).

3.Гриф утверждения рабочей учебной программы (с указанием даты и № приказа руководителя ОУ в правом верхнем углу).

4.Наименование учебного предмета с указанием на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования (в середине страницы).

5.Срок реализации данной программы.

6.Указание примерной программы и её авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа.

7.Ф.И.О. учителя, составившего данную рабочую программу (в нижнем правом углу).

8.Год составления (внизу).

3.2.  В тексте пояснительной записки следует указать:

  • на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа.
    • внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование.
    • используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Образовательной программой учреждения).
    • количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.

3.3. В календарно-тематическом плане должны быть отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение, используемая на уроке наглядность, ТСО, интерактивные средства обучения.Конец формы

3.4. Календарно-тематический план может быть представлен в виде следующей таблицы:

№ п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Дата урока

 
 

 

 

 

план

факт

 

Поурочный план может быть представлен в виде следующей таблицы:

№ урока

Дата

Название разделов, количество часов

Тема урока

Содержание урока

Знания и умения учащихся

Виды контроля за уровнем усвоенного

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5.   Содержание курса -  структурный элемент программы, включающий толкование каждой                                                                              темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане.
3. 6. Перечень учебно-методическое обеспечения - структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал.
3. 7. Список литературы - структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
Пример:  Горский Д.., Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. М:
Просвещение. 2006.

  3.8. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе - структурный элемент программы,   определяющий основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса. В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

3.9. При использовании в работе авторской программы без изменения ее содержания учитель в пояснительной записке указывается на основе, какой программы осуществляется деятельность, а поурочное планирование может быть приложено в виде

3.10. Рабочая программа должна содержать сведения о контрольных, лабораторных, практических работах и экскурсиях.

3.11. Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.

Рассмотрено на педагогическом совете

протокол № 1 от 29.08.2011г.