+7 (49234)5-84-73
Муромский район, Владимирская область, с. Борисоглеб, ул. Прудовая, д. 49
Часы работы: 8.00 - 17.00

Ответственность за воспитание


Юридическая ответственность родителей за воспитание и образование своих детей.

Цель: Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.

Задачи:

Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами.

Содействовать формированию у родителей ответственности за воспитание детей, способности адекватно и эффективно действовать в сложной проблемной ситуации.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Оформление: изречения:

«По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех и для учителей, и для родителей» (В.А. Сухомлинский).

«Большое зло нашего времени... заключается в том, что наши отцы и матери почти полностью лишились осознания того, что... могут сделать для воспитания своих детей» (И.Г. Песталоцци).

«Родители должны любить своего ребёнка таким, какой он есть, а не таким, каким он мог бы быть» (Монте)

«Дети никогда не поступают так, как мы велим поступать; они поступают, как поступаем мы сами» (Л.Хей)

Подготовка:

Изучение научно-методической литературы, нормативно-правовых документов.

Анкетирование родителей «Правовое воспитание»

Анкета для учащихся «Я и моя семья»

Подготовка памятки для родителей.

Составление презентации.

 

                                  

 

         В любой школе: маленькой или большой; в любом классе: простом или экспериментальном есть дети со своими учебными и личностными особенностями. В каждой семье, где растёт ребёнок, неизбежны вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым, физически и психически закалённым, обогащённым духовно и нравственно, подготовленным к жизни и труду. Не обойтись здесь без сомнений и раздумий, желания узнать об опыте других родителей, о новых методах воспитания. Каждому родителю не хотелось бы учиться на своих ошибках, но как же не допустить ошибки в воспитании самого дорогого и всем сердцем любимого — своего ребёнка. Именно этим занимаются педагоги в школе, т.к. школа, семья и ребёнок — это краеугольный камень, на котором держится и развивается общество. Мы, призваны вместе решать все проблемы.

- А сейчас, когда идёт становление характера, особенно необходимо ваше внимание. Многое начинает меняться в его жизни и поведении. И что за ним кроется?

Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными.

Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность подрастающего поколения. Она влечет за собой нежелание некоторой части молодых людей честно трудиться и зачастую приводит их на путь совершения преступлений. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так.

Слайд 4                                                                                                    Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.

К сожалению, у нас немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей. На родительские собрания ходят в основном женщины. Мужского влияния на сыновей и дочерей не хватает и в школе и в семье. А ведь главная задача нашего общества – вернуть ребенку родителей, ведь успех воспитания зависит в основном от семьи.    Мы знаем, что порой приходится пользоваться дистанционным воспитанием. Кто из нас не слышал телефонных переговоров работающих мам со своими детьми: помой руки, разогрей обед, садись делать уроки. Печальная необходимость, казалось бы, объяснимая и простительная. Но  невозможно понять ни мужчин, ни женщин, знающих, что дома в одиночестве пребывает 10 летний сын или дочь и, тем не менее, не спешащих домой. Ребенок не может быть дополнением к жизни.

«Правовое воспитание родителей»

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать.  Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.  Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции.

Каждый ребенок имеет:                                                                                          Слайд: 5   Право на жизнь

 Право на медицинскую помощь

  • Право на образование
  • Право на отдых и досуг
  • Право  свободно выражать свои взгляды
  • Право на заботу и воспитание родителями
  • Право на уважение человеческого достоинства

( ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)

 

 Различают три уровня нормативно-правовых материалов для защиты прав ребенка.

Слайд 5

1-й уровень - международный:

• Декларация прав Ребенка (принята ООН в 1959 году)

Декларация в отличие от Конвенций, носит не столько законодательный характер, сколько «характер нравственного ориентира»;

Четыре принципа осуществления прав детей:

• Первый принцип: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития (материального и духовного). Голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования.

• Второй принцип: ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии.

• Третий принцип: ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, но он должен быть огражден от всех форм эксплуатации.

• Четвертый принцип: ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.

• Конвенция о Правах Ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 года);

Признавая ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, она рассматривает детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, создании благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, признавая его самостоятельным субъектом права. Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его “в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства, солидарности”.

 Конвенция, в отличие от всех предшествующих международных актов по правам ребенка, ввела ряд новых прав: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение свои взглядов; на неучастие в военных действиях; на физическое и психологическое восстановление.

2-й уровень, регулирующий права ребенка:

Конституция Российской Федерации ст.38,42

Гражданский кодекс Российской Федерации (некоторые разделы, например, раздел о дееспособности несовершеннолетних детей).

Семейный кодекс РФ ст.61 «Равенство прав и обязанностей родителей», ст.63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей», ст.64 «Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей”, ст.65 «Осуществление родительских прав»

3-й уровень, регулирующий права ребенка:

  • Федеральная президентская программа «Дети России», в составе которой целевые программы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Планирование семьи», «Одаренные дети» - утверждена Указом Президента РФ от 18.08.94 г. № 1696;
  • Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» - принят 28.06.95 г.
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - принят 24.07.1998 года, действует в редакции от 20.07. 2000 года.

Образовательная  правосубъектность ребенка возникает с момента его поступления в образовательное учреждение. Изменение правового статуса влечет не только возникновение новых прав ребенка, но и расширение объема его юридической ответственности.

Родители учащихся являются участниками образовательных правоотношений. Их правосубъектность в сфере образования определяется ст. 38, 42 Конституции РФ; Слайд 7                                                                                Слайд 8-9

ст. 63 Семейного кодекса РФ;

 

ст. 14-18, ст. 52 Закона РФ «Об образовании»;  

Типовым положением об образовательном учреждении;

Уставом образовательного учреждения.

Слайд 10

К основным правам родителей обучающихся относят:

• выбор формы обучения, вида образовательного учреждения для своего ребенка;

• защиту законных прав и интересов ребенка;

• участие в управлении образовательным учреждением;

• ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса. а также оценками успеваемости обучающегося;

• ознакомление с Уставом ОУ, лицензией на право ведения образовательной деятельности со свидетельством о государственной аккредитации ОУ и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;

• согласие на проведение начальной профессиональной подготовки в общеобразовательных учреждениях;

• согласие оставления ребенка на повторный курс обучения в случае получения им на итоговой аттестации двух и более неудовлетворительных оценок;

Родители (законные представители) несовершеннолетних  не только имеют права, но и несут юридические обязанности за их воспитание, образование и содержание.

 

 

 

Слайд 11

Родители обучающегося, воспитанника обязаны:

• заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте;

• подать заявление о приеме ребенка в образовательное учреждение;

• оформить договор с образовательным учреждением, если ребенок поступает в данное учреждение;

• обеспечить получение детьми основного общего образования;

• отвечать за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования;

• выполнять Устав образовательного учреждения;

• отвечать за ликвидацию академической задолженности в течение следующего учебного года, если обучающиеся были переведены в следующий класс условно.

Слайд 12

«Защита детей от жестокого обращения».

К сожалению, в настоящее время   жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно, данное явление мы наблюдаем и в семьях некоторых наших воспитанников. Очевидно, они не знают о том, что могут быть подвергнуты как административной, так и уголовной ответственности за неподобающее обращение с ребёнком, так же может быть принято решение об изъятии ребёнка из семьи и лишении родителей родительских прав в отношении данного ребёнка.

Защита детей от жестокого обращения начинается на очень высоком уровне. Конвенция о правах ребёнка, которая является Законом международного уровня, предусматривает обязательство государства защитить детей, которые «подвергаются пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам общения или наказания».

Каждое государство разработало свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

Слайд 13

В нашей стране жестоким обращением с детьми считается действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

1.Физическое насилие - действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

 Признаки физического насилия над ребенком:

◦ раны и синяки:

◦ ожоги:

◦ укусы:

◦ «синдром тряски ребенка»: сопутствующие признаки - синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.

2. Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):

• обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

• принижение его успехов, унижение его достоинства;

• отвержение ребенка;

• длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы со стороны родителей;

• принуждение к одиночеству;

• совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

• причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

 3. Сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Слайд 14

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

1.Административная ответственность

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (ст. 5.35).

2. Уголовная ответственность

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

 

3. Гражданско-правовая  ответственность

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности. В соответствии с семейным законодательством: лишению родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации),     отобрание ребенка при непосредственной   угрозе   жизни   ребенка   или   его   здоровью   (ст.   77 Семейного кодекса Российской Федерации).

4. Дисциплинарная ответственность

Наступает, если должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допускают сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

 «Психологическая поддержка»

Слайд 15

Оказание психологической поддержки ребёнку весьма необходимо.

Психологическая поддержка — один из способов улучшить взаимоотношения между взрослыми и детьми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Поддержать ребенка — значит верить в него

Эффективная поддержка позволяет достичь следующего: Укрепить самооценку, поверить в себя и в свои способности, избежать ошибок, пережить неудачи.

Слайд 16

Памятка родителям

  • Разговаривайте с ребенком о своих делах и о его делах независимо от того, сколько Вашему ребенку лет, даже если Вы сильно устали за день.
  • Говорите о своей любви ребенку. Если Вы раньше стеснялись это делать, сегодня ещё не поздно. Ребёнок в любом возрасте хочет слышать, что его любят, видеть ласковые глаза.
  • Доверяйте ребенку. Доверие — это ответственность за свои поступки, умение открыто анализировать их с Вашей помощью.
  • Не сравнивайте ни с кем своего ребенка. Если ребенок слышит хвалебные слова в сравнении, то тем самым вы переворачиваете его душевный мир.  
  • Обратитесь к специалисту, если ваши отношения не налаживаются. Воздержитесь от мнения, что только ребёнку можно пойти к педагогу или психологу и что Вы сами не нуждаетесь в помощи. Это трудно, но ребёнку еще труднее, чем Вам.
  • Чувство собственного достоинства развивайте. Любая неудача не должна восприниматься как провал. Если ты упал в пути, то это не значит, что ты идёшь неверной дорогой.
  • Используйте свой авторитет. Папа и мама для ребенка являются теми, кто открывает ему взрослый мир.  Если на глазах сына отец оскорбляет мать, то эта модель воспринимается им как норма. Если добрый юмор, ненавязчивые прикосновения, улыбка присутствуют в семье, для ребенка это тоже воспринимается как норма.

Слайд 17

Счастлива та семья, где есть взаимопонимание. Только когда мы вместе — ребёнок чувствует себя комфортно. А это в наших силах и возможностях.

     Воспитание ребенка с четким представлением

Мы. Это целенаправленный и

Ежедневный процесс, в котором происходит его

Самосовершенствование и саморазвитие. Данная работа ведет к

Триумфy личности ребенка. Это путь к

Единению ученика, его родителей и школы.

 

Слайд 18

 

Источники

Конституция РФ. М., 2000

Гражданский кодекс РФ. М., 2000 г.

Семейный кодекс РФ. М., 2002 г.

 

Литература:

«Простые истины воспитания» Б.Т. Лихачёв, издательство Москва «Просвещения»

«Каким должен быть твой ребёнок?» Хельмут Штольц, Москва «Просвещение»

«Дети и семейный конфликт» - Линда Анзорг Москва «Просвещение»

Журнал «Классный руководитель» № 8, 2000 г., рубрика «Семья и школа» - стр. 77-83

Журнал «Классный руководитель» № 7 , 2002 г., Поляков С.Д. «Возрастные проблемы и классный руководитель» стр. 93-105

Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. М.: Школьная пресса, 2005 г.

Правовое воспитание в школе. Волгоград. Учитель, 2007 г.

 

Приложение

Анкета для учащихся «Я и моя семья»

- С кем ты в семье особенно дружен?

- Кому доверяешь секреты?

- Все ли знают о тебе родители?

- Понимают ли тебя папа и мама?

- Всегда ли справедливы к тебе в семье?

- Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?

 

Анкета для родителей «Правовое воспитание» Что такое права?

Какие международные документы о правах детей Вы знаете?

Основополагающие законы РФ - закрепляющие права детей?

Какими статьями Семейного кодекса РФ определяются права и обязанности родителей?

Правовой статус ребенка?

Какие меры поощрения и наказания Вы применяете к своим детям?

 

 

Памятка для родителей

- Разговаривайте с ребенком.

- Говорите о своей любви.

- Доверяйте ребенку.

- Не сравнивайте ни с кем.

- Обратитесь к специалисту

- Развивайте чувство собственного достоинства.

- Используйте свой авторитет.

 

 

Начало формы